Опен спейс

«Опен спейс» против кабинетов: как лучше планировать офис

Планировка и максимально эффективное использование офиса — одна из важнейших задач, стоящих перед любой компанией. Есть несколько подходов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.

Для планировки современных офисов используются три основных подхода – кабинетный, открытое пространство (Open Space) и комбинированный. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, и потому нельзя во всех случаях рекомендовать какой-то один вариант.

Анализ деятельности организации

Выбирая планировку офиса, прежде всего надо проанализировать работу компании. Делается это так:

  1. Изучается списочный состав работников, перечень их должностных обязанностей и стоящих перед ними задач.
  2. Сотрудники группируются, исходя из близости выполняемых ими функций. Исходя из числа занятых, рассчитывается минимально необходимая им площадь.
  3. Отдельно выделяются те, которым для работы необходимо отдельное помещение: руководители, ключевые специалисты, нуждающиеся в изоляции для сосредоточенности, сотрудники, занятые на приёме клиентов и т. д.
  4. Исходя из полученного результата прикидывают примерное количество необходимых помещений.
  5. Отдельно выделяют комнаты для переговоров, совещаний, отдыха и других целей, не использующиеся постоянно.

Планируя размещение, нужно учитывать размеры офисной мебели, дополнительное необходимое оборудование, стеллажи для хранения документов и т. д.

Важнейшие характеристики офиса

Оптимальный вариант офиса – это прямоугольное помещение с окнами, размещёнными по длинной стороне. Также допустима и планировка в виде квадрата. А вот прямоугольник с окнами по меньшей стороне – вариант, от которого лучше отказаться.

Размещение мебели и оборудования должно отвечать двум целям:

  1. Максимальное использование офисной площади.
  2. Удобство работников.

Здесь нужно предусмотреть не только количество предметов и рабочих мест, которые можно разместить в помещении, но и возможность полноценно ими пользоваться, из-за чего часть площади следует отвести на проходы, перегородки и т. д. Кроме того, планировка учитывает и освещённость: в рабочее время максимум света должны обеспечивать окна, постоянное пользование электрическим светом не только расточительно, но и не слишком полезно для здоровья сотрудников.

При оценке планировки нужно учитывать «коридорный коэффициент»: часть пространства между кабинетами придётся отвести на проходы. Специалисты-планировщики полагают нормальным, если этот коэффициент равен примерно 14-18%. Если этого требуют представительские цели, пространство это можно увеличить (например, путём размещения там рецепции).

Самый экономичный вариант планировки – это офис на 12-18 кв. м, где можно поместить 2-3 обычных сотрудников с их рабочими местами либо же одного руководителя или особого специалиста. Площадь в 36 и более «квадратов» на 1-2 человек – уже не только расточительство, но и дискомфорт для работников.

При этом крайне важно, чтобы ширина помещения была не менее 2,8 – 3 м. В более узких помещениях проходы между столами становятся слишком неудобными – проход должен быть не менее метра шириной. Если же предполагается приём посетителей, то ширину прохода надо делать ещё больше, чтобы даже с учётом стула ширина всё равно оставалась не менее метра.

Особенности разных подходов к планировке

Кабинетная

Она основана на том, что отдельные сотрудники или небольшие их группы (не более 3 человек) размещаются в отдельных помещениях. Оптимальная площадь для одного кабинета от 10 до 18 кв. м.:

  • маленькие – слишком тесные и некомфортные для плодотворной работы;
  • слишком большие – расточительны.

Кабинеты планируются так, чтобы проходы занимали как можно меньше места (помним про «коридорный коэффициент»). Наилучший вариант – общий прямой коридор.

Кабинеты группируются по задачам работников. Тех, кто принимает посетителей, лучше размещать ближе к входу, администрацию и руководство – на максимальном удалении от входа.

Преимущества подхода:

  • меньше тратится времени на непродуктивное общение;
  • сотрудники сосредотачиваются на работе.

Недостатки:

  • затруднительность контроля;
  • невозможность групповой работы;
  • высокий «коридорный коэффициент».

Open Space

Этот подход удобен для работников среднего звена. Их группируют по отделам и размещают каждый в общем помещении. Следует учитывать два фактора:

  1. При слишком высоком дроблении теряется вся выгода открытой планировки.
  2. Если в помещении более 10 человек, работа уже становится затруднительной из-за неизбежного шума.

При открытом подходе можно использовать и методы зонирования, делая не полноценные стены, а лёгкие перегородки (не обязательно доходящие до потолка), расстановку высокой мебели и т. д. Цель зонирования – собрать вместе группы с общими задачами и психологически «разгрузить» слишком большое пространство.

Комбинированная

В этом варианте одновременно существуют и кабинеты (для ведущих специалистов и руководства), и общее пространство для остальных работников. Комбинированный подход позволяет повысить эффективность работы, одновременно отделив тех сотрудников, кто нуждается в изоляции. Главный же его недостаток – сугубая индивидуальность: в одних организациях достаточно общей переговорной или совещательной комнаты, в других требуется полноценная совместная работа: общие столы, оборудование и т. д.

Write a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *