Планировка и максимально эффективное использование офиса — одна из важнейших задач, стоящих перед любой компанией. Есть несколько подходов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.
Для планировки современных офисов используются три основных подхода – кабинетный, открытое пространство (Open Space) и комбинированный. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы, и потому нельзя во всех случаях рекомендовать какой-то один вариант.
Анализ деятельности организации
Выбирая планировку офиса, прежде всего надо проанализировать работу компании. Делается это так:
- Изучается списочный состав работников, перечень их должностных обязанностей и стоящих перед ними задач.
- Сотрудники группируются, исходя из близости выполняемых ими функций. Исходя из числа занятых, рассчитывается минимально необходимая им площадь.
- Отдельно выделяются те, которым для работы необходимо отдельное помещение: руководители, ключевые специалисты, нуждающиеся в изоляции для сосредоточенности, сотрудники, занятые на приёме клиентов и т. д.
- Исходя из полученного результата прикидывают примерное количество необходимых помещений.
- Отдельно выделяют комнаты для переговоров, совещаний, отдыха и других целей, не использующиеся постоянно.
Планируя размещение, нужно учитывать размеры офисной мебели, дополнительное необходимое оборудование, стеллажи для хранения документов и т. д.
Важнейшие характеристики офиса
Оптимальный вариант офиса – это прямоугольное помещение с окнами, размещёнными по длинной стороне. Также допустима и планировка в виде квадрата. А вот прямоугольник с окнами по меньшей стороне – вариант, от которого лучше отказаться.
Размещение мебели и оборудования должно отвечать двум целям:
- Максимальное использование офисной площади.
- Удобство работников.
Здесь нужно предусмотреть не только количество предметов и рабочих мест, которые можно разместить в помещении, но и возможность полноценно ими пользоваться, из-за чего часть площади следует отвести на проходы, перегородки и т. д. Кроме того, планировка учитывает и освещённость: в рабочее время максимум света должны обеспечивать окна, постоянное пользование электрическим светом не только расточительно, но и не слишком полезно для здоровья сотрудников.
При оценке планировки нужно учитывать «коридорный коэффициент»: часть пространства между кабинетами придётся отвести на проходы. Специалисты-планировщики полагают нормальным, если этот коэффициент равен примерно 14-18%. Если этого требуют представительские цели, пространство это можно увеличить (например, путём размещения там рецепции).
Самый экономичный вариант планировки – это офис на 12-18 кв. м, где можно поместить 2-3 обычных сотрудников с их рабочими местами либо же одного руководителя или особого специалиста. Площадь в 36 и более «квадратов» на 1-2 человек – уже не только расточительство, но и дискомфорт для работников.
При этом крайне важно, чтобы ширина помещения была не менее 2,8 – 3 м. В более узких помещениях проходы между столами становятся слишком неудобными – проход должен быть не менее метра шириной. Если же предполагается приём посетителей, то ширину прохода надо делать ещё больше, чтобы даже с учётом стула ширина всё равно оставалась не менее метра.
Особенности разных подходов к планировке
Кабинетная
Она основана на том, что отдельные сотрудники или небольшие их группы (не более 3 человек) размещаются в отдельных помещениях. Оптимальная площадь для одного кабинета от 10 до 18 кв. м.:
- маленькие – слишком тесные и некомфортные для плодотворной работы;
- слишком большие – расточительны.
Кабинеты планируются так, чтобы проходы занимали как можно меньше места (помним про «коридорный коэффициент»). Наилучший вариант – общий прямой коридор.
Кабинеты группируются по задачам работников. Тех, кто принимает посетителей, лучше размещать ближе к входу, администрацию и руководство – на максимальном удалении от входа.
Преимущества подхода:
- меньше тратится времени на непродуктивное общение;
- сотрудники сосредотачиваются на работе.
Недостатки:
- затруднительность контроля;
- невозможность групповой работы;
- высокий «коридорный коэффициент».
Open Space
Этот подход удобен для работников среднего звена. Их группируют по отделам и размещают каждый в общем помещении. Следует учитывать два фактора:
- При слишком высоком дроблении теряется вся выгода открытой планировки.
- Если в помещении более 10 человек, работа уже становится затруднительной из-за неизбежного шума.
При открытом подходе можно использовать и методы зонирования, делая не полноценные стены, а лёгкие перегородки (не обязательно доходящие до потолка), расстановку высокой мебели и т. д. Цель зонирования – собрать вместе группы с общими задачами и психологически «разгрузить» слишком большое пространство.
Комбинированная
В этом варианте одновременно существуют и кабинеты (для ведущих специалистов и руководства), и общее пространство для остальных работников. Комбинированный подход позволяет повысить эффективность работы, одновременно отделив тех сотрудников, кто нуждается в изоляции. Главный же его недостаток – сугубая индивидуальность: в одних организациях достаточно общей переговорной или совещательной комнаты, в других требуется полноценная совместная работа: общие столы, оборудование и т. д.
Write a Comment